«До скорой встречи малыши»
28.06.2022
«Недостаточно внимательное отношение
к возрасту первого детства
отражается губительно
на всей жизни человека…»
В.М. Бехтерев
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок легко адаптировался в группе, привык к воспитателю дошкольного образования, научился общаться со сверстниками, педагоги ГУО «Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи» вместе с родителями создали благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью открылась адаптационная группа «Улыбка» кратковременного пребывания для детей второго года жизни.
Работа адаптационной группы была построена на тесном сотрудничестве воспитателей дошкольного образования Коваль Татьяны Владимировны, Боровской Светланы Ивановны и Волосюк Людмилы Николаевны; музыкального руководителя Клевченя Натальи Михайловны; руководителя физического воспитания Тищенко Людмилы Анатольевны; учителей – дефектологов: Рабцевич Юлии Александровны, Багровой Юлии Сергеевны и Василевич Светланы Михайловны; педагога-психолога Кнуренко Лилии Иосифовны и родителей будущих воспитанников ГУО «Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи». Одно из самых главных направлений работы адаптационной группы «Улыбка» помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Проект представляет собой цикл занятий с детьми адаптационной группы, и направлен на создание благоприятных условий для успешного процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Стоит отметить, что важную роль для детей 2-3 лет играет взрослый, потому что именно он является партнером по игре, образцом для подражания и удовлетворяет потребность малышей в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Потребности в общении со сверстниками в этом возрасте дети пока еще не испытывают.
Занятия с малышами и родителями проводились два раза в неделю в течении месяца. В ходе занятий у малышей формировались навыки взаимодействия с педагогом, другими детьми и взрослыми; развивалась общая и мелкая моторика; формировались сенсорные эталоны (цвет, форма, размер). Каждый день имел свою тему дня: «Мы вас ждали!», «В гостях у бабушки», «Кто-то в гости к нам спешит», «Серенькая кошечка», «Весёлые игрушки», «На прогулку в лес», «Здравствуй, солнечный денёк». Последний день назывался «До скорой встречи малыши». Педагоги ГУО «Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи» подготовили кукольный театр, а также малыши просмотрели сказку «Репка», педагог-психолог провела песочную АРТ-терапию «Мой город», музыкальный руководитель совместно с руководителем физического воспитания провели музыкально-игровую программу «Мыльные пузыри». Родители вместе с детьми приняли участие в конкурсах, играх и ловили мыльные пузыри с Клоунессой Игрулькой и Хохотушкой.
Об особенностях данного возраста детей были разработаны и подарены родителям буклеты: «Адаптация в детском саду», «Адаптационная группа «Улыбка» кратковременного пребывания для детей второго года жизни», «Если адаптация затягивается, то это повод обратиться к педагогу-психологу».
Родители и малыши адаптационной группы «Улыбка» ГУО «Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи» с интересом отнеслись к разработанному проекту, активно посещали два раза в неделю занятия, прогулки и мероприятия, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем дошкольном учреждении.
На занятиях в адаптационной группе родители могли увидеть, какие игрушки предпочитает их ребенок, как он в них играет, как поведет он себя в конфликтных ситуациях и т.д. Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнали о нём гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра показала им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получили мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.
Кнуренко Лилия Иосифовна
автор и координатор проекта, педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи»