Консультация для родителей и воспитателей
Использование спортивного инвентаря и оборудования в организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе
Воспитание тяги к физкультуре и спорту должно начинаться с раннего детства, а ежедневные гимнастические упражнения должны войти в привычку. Физкультура и спорт помогают справиться с умственными и моральными нагрузками, а учитывая сегодняшнюю загруженность детей, становится просто необходимым привлекать детей к спорту с детства.
При достаточной хорошо продуманной двигательной активности тренируются мышцы, система кровообращения, сила, выносливость. Физические упражнения на свежем воздухе не только тренируют мышечный аппарат ребенка, но и насыщают органы и ткани кислородом, что в свою очередь снимает напряжение, успокаивает.
В процессе оздоровительной прогулки с детьми следует применять простейшее гимнастическое оборудование, с которым дети могут заниматься как организованно, так и самостоятельно.
Скакалка длинная и короткая
Такой спортивный инвентарь доступен каждому. Конечно, скакалка больше знакома девочкам, но мальчикам этот предмет будет не менее полезен. Перед тем как купить скакалку убедитесь, что она подойдёт ребёнку, для этого попросите его встать в центр скакалки, при этом ручки скакалки должны находиться на уровне груди ребенка. Слишком маленькая скакалка, как и слишком большая, практически бесполезна. Любые прыжковые упражнения связаны с кратковременными, но сильными мышечными напряжениями. Это развивает выносливость и даже укрепляет сердечнососудистую и дыхательную систему.
Если хочешь быть умелым,
Ловким, быстрым,
Сильным, смелым,
Научись любить скакалки,
Вожжи, обручи и палки.
Использование: прыжки через короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки чрез длинную скакалку по одному, парами; используется для игр, соревнований.
Мяч
Вот что любят дети всех возрастов. Мяч ставится одной из самых любимых игрушек, когда малыш ещё только ползает или делает первые шаги. Мячи могут быть самыми разными, как спортивными, так и игровыми. Спортивные мячи предназначаются для различных коллективных игр. Для маленького ребёнка лучше подобрать простой лёгкий мяч. С мячом можно играть, бегать и заниматься самыми разнообразными спортивными упражнениями.
Мячи среднего диаметра
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят - нипочем,
Не угнаться за мячом.
Использование: перекатывание мячей воспитателю, друг другу, под дугу, в ворота из положения стоя и сидя; передача мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его, передача через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; подбрасывание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами; отбивание мяча о землю правой и левой рукой на месте, с продвижением вперед шагом; ходьба по скамейке, прокатывая мяч двумя руками перед собой, перешагивая мячи, прокатывание мяча головой на четвереньках; прокатывание мяча одной ногой между предметами.
Мячи малые
Никогда не унывай,
В цель мячами попадай!
Вот здоровья в чем секрет-
Будь здоров! Физкульт - привет!
Использование: используются во время выполнения общеразвивающих упражнений, прокатывание друг другу, между предметами, в воротца; метание на дальность правой и левой руками, в горизонтальную цель, в вертикальную цель.
Кегли (набор)
По аллее ходят кони,
Вот они как на ладони.
И упитанные, и воспитанные.
Дрессировщик скажет: «Оп!» -
Кони сразу же в галоп.
Использование: при разметке спортивной площадки для ходьбы и бега змейкой, прыжки, прокатывание мяча одной ногой, для спортивных игр
(н-р: городок), при ограничении пространства (н-р: ворота, домик).
Кольцебросы
Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
Пометать на кольцеброс
Захотелось им всерьез.
Использование: при метании колец на стержень. Развитие: развивает глазомер, точность, ловкость движений.
Лента короткая
Плавно руками, дети, помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
Использование: для общеразвивающих упражнений и подвижных игр.
Набивные мешочки
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Использование: ползание на четвереньках с мешочком на голове, на спине, ходьба с мешочком на голове, метание на дальность, в горизонтальную цель, в вертикальную цель, прыжки с продвижением вперед с мешочком между колен.
Мишени
По плечу победа смелым,
Ждет того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступят в бой один за всех.
Использование: метание предметов в вертикальную цель с расстояния из разных положений (стоя, стоя на коле нях, сидя). Развитие: развивает глазомер, точность, лов кость движений.
Дуга малая, дуга большая
Вот дан старт,
Вперед, друзья!
Отставать никак нельзя!
Использование: влезание под дугу прямо, правым и левым боком вперед, ползание на четвереньках, прокатывая мяч головой под дугой, прокатывание мяча друг другу через воротца (дугу).
Обруч малый, обруч большой
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Взял Сережа обруч свой,
Держит обруч за спиной.
Использование: влезание в обруч разными способа ми: прямо, правым и левым боком вперед, прыжки из обруча в обруч, прыжки через большой обруч (как через скакалку), малые обручи для общеразвивающих упражнений, для различных игр и соревнований.
Палка гимнастическая
Подравнялись.
Посмотрели через левое плечо,
Через правое еще.
Ровненько стоим,
За осанкою следим.
Использование: используется для выполнения общеразвивающих упражнений, прыжки с продвижением вперед через несколько палок.
Щит баскетбольный навесной с корзиной
Внимание! Внимание!
И вот опять задание.
«Брось в корзину мячик!»
Услышал в поле мальчик.
Использование: бросок мяча в кольцо.
Флажки
Встанем смирно; без движения.
Начинаем упражнения:
Руки вверх подняли - раз,
Выше носа, выше глаз
Упражнение второе-
Положение рук иное
Использование:при выполнении общеразвивающих упражнений на занятиях, в подвижных играх и на соревнованиях.
Руководитель физвоспитания
Бобко Евгения Сергеевна
Чтобы быть здоровым – надо закаляться!
Все мы знаем, что закаливание оказывает благоприятное воздействие на организм. Закаливание улучшает кровообращение, повышает иммунитет, что ведет к сокращению простудных заболеваний. Но не все знают, как правильно закаливать ребенка.
Приступать к закаливанию можно в любом возрасте, но обязательно нужно перед этим посоветоваться с врачом.
Соблюдайте принципы закаливания:
⇒ Систематичность
(Закаливание должно быть систематичным, только в этом случае будет достигнут желаемый результат.)
⇒ Постепенность
(Процедуры следует начинать выполнять постепенно, переходя на последовательное их увеличение.)
⇒ Учет индивидуальных особенностей
(Проведение любых процедур требует индивидуального подхода, который зависит от здоровья.)
⇒ Разнообразие средств и форм
⇒ Сочетание общих и местных процедур
(Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных частей тела.)
Если вы правильно соблюдаете все принципы закаливания, то у вашего ребенка будет хороший сон, хороший аппетит, улучшенное самочувствие и настроение.
С чего следует начинать закаливание.
Закаливание воздухом. Это самая безопасная процедура. Именно воздушных ванн следует начинать систематическое закаливание. Начинать приём воздушных ванн рекомендуется в предварительно проветренном помещении. Делаете с ребенком зарядку в комнате с открытым окном. Затем, по мере закаливания, перенесите занятия на открытый воздух. Лучшее место для закаливания - затенённые участки с зелёными насаждениями парк, лес, тихий сквер, просто садовый участок. Принимать воздушные ванны лучше всего в движении: легкая пробежка, зарядка или просто игра. В сырую и ветреную погоду продолжительность процедуры сокращается. При дожде, тумане и сильном ветре провести закаливание можно дома в комнате с открытым окном. Начинать прием воздушных ванн следует с 20-30 минут при температуре воздуха +15...+20° С. В дальнейшем продолжительность процедур увеличивается ежедневно на 10 минут и доводится, таким образом, до 2 часов.
Водные процедуры - более интенсивная закаливающая процедура, так как вода обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух. Главным фактором закаливания служит температура воды. Систематическое применение водных процедур - надёжное профилактическое средство против вредных влияний случайного охлаждения тела. Самое благоприятное время для начала закаливания водой - лето и осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки. Приступая к закаливанию водой, вначале принимают лёгкие водные процедуры с температурой воды +33...+34° С. Затем снижают каждые 3- 4 дня температуру воды на 1°, и постепенно, за 1,5-2 месяца, доводят её в зависимости от самочувствия и состояния здоровья до +10...+15° С. В июльскую жару температура может быть еще ниже. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время процедуры. При закаливании водой рекомендуются следующие виды процедур: обтирание, обливание, души, купания.
Обтирание - начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Сначала эту процедуру делают лишь по пояс, а затем переходят к обтиранию всего тела. Обтирание осуществляется последовательно, начиная с верхней половины туловища: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. После этого так же обтирают попу и ноги. Вся процедура, включая и растирание, не должна превышать 5 минут.
Обливание - следующий этап закаливания водой. При этой процедуре к действию на организм низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струи воды. При обливаниях вода выливается из какого-либо сосуда или шланга. Для первых обливаний применяется вода с температурой около +30°, в дальнейшем температура снижается до +10°С, а в сильную жару на улице - даже и ниже. После обливания производится энергичное растирание тела полотенцем. Длительность всей процедуры - 3-4 минуты.
Разновидностью обливания можно считать и летние детские игры с водой на открытом воздухе - "брызгалки", купание кукол, стирку кукольной одежды, пускание корабликов. Малыши могут в них играть как на даче, так и на пляже. Если ребенку нет еще 6 лет, то лучше, если он будет играть с водой совершенно голеньким - мокрые трусы, а тем более купальник не пойдут на пользу коже ребенка, и в них, к тому же, легко простыть. Никакую обувь лучше не одевать - "вьетнамки" скользкие, и в них можно поскользнуться, а сандалики или босоножки - без носочков и мокрые натрут ногу ребенку, а мокрые носочки - еще хуже. Да и сами дети не откажутся побегать босиком. А вот панаму или косынки одеть надо обязательно, если ребенок находится на открытом солнце. Если на даче есть летний водопровод, то можно в жаркие дни установить разбрызгиватель воды, который распыляет воду до мелких, медленно оседающих капель, и разрешать детям бегать и играть под таким "дождиком". Можно периодически обливать детей, играющих во дворе, прямо из шланга. Визг, смех и закаливающий эффект гарантированы.
Душ - ещё более эффективная водная процедура. В начале закаливания вода в душе должна быть +30...+35°С, а продолжительность процедуры - не более одной минуты. Затем температура воды постепенно снижается, а время приёма душа увеличивается до 2 минут. Процедура заканчивается энергичным растиранием тела полотенцем. Как правило, после приёма душа появляется бодрое и хорошее настроение.
Если, вы дорогие родители, будете соблюдать все принципы закаливания, то здоровье вас и ваших детей будет намного крепче!
Руководитель физического воспитания
Литвинович Елена Николаевна