Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
С помощью мнемотаблиц прекрасно можно заниматься развитием речи ребенка. Обычно мы мыслим образами. Многие из нас, ко всему прочему, являются визуалами, которым очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение или любой другой материал на слух.
Детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, ребенок берет книгу - и слышишь от него: «У! Без картинок!!!»
Мы в воображении соединяем несколько зрительных образов, и мозг фиксирует эту взаимосвязь. А в дальнейшем, при упоминании одного из этих образов, мозг воспроизводит все ранее связанные между собой образы.
Для таких целей и служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка.
Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, для пересказа сказок и усвоения их главного урока, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Учитель-дефектолог: Кунцевич Анна Сергеевна