Поговори со мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём разговаривали, но результата нет; сам ребёнок не может, ни описать самую простую картинку, ни о чём-то рассказать…». Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, объясняли – не ребёнок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора. Какими упражнениями можно развивать речь? 1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи спрашивайте, что значит то или иное слово. 2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово. 3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести: – какими словами, красками можно описать время года; – назови слово-предмет, слово-действие, слово-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; – расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.; – играйте в игру «Если бы, да кабы…» ребёнку предлагается закончить предложение: «Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что… . Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что… . Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что… . Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что…; играйте в игру «Хорошо – плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого? Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого? Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого? – играйте в лова с противоположным значение (антонимы): весёлый – грустный, сильный – слабый и т.д. – играйте в лова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка… 4. Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя. 5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… елке.) 6. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер). 7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией. Помните! Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скисает». |