Государственное учреждение образования
"Детский сад № 4 г. Ганцевичи"

 

Skip Navigation Links

 

 

Статистика посещений target="_blank" rel="nofollow"> Яндекс.Метрика

 

Музыка и здоровье детей

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. 

Как известно, ребенок начинает различать звуки с момента рождения. В первую очередь он начинает понимать, а со временем и реагировать, на голоса родителей и других близких родственников. Музыка также положительно влияет на ребенка и его здоровье. Если правильно сделать подборку музыки, то с ее помощью можно и успокоить малыша, и развеселить его, и даже помочь поправить здоровье.

Не зря музыку часто называют источником гармонии. Сферы ее применения весьма разнообразны. К примеру, с помощью ее использования можно улучшить речевые функции у ребенка дошкольного возраста. Однако если музыка будет содержать множество громких звуков, то это отрицательно скажется на нервной системе вашего чада. 

Чтобы использование музыки было правильным, существует несколько правил, придерживаться которых необходимо всем родителям.

1. Не стоит включать музыку громко. У ребенка слух очень хороший, поэтому резкие громкие звуки могут взволновать или испугать его, из-за чего он станет беспокойным и плаксивым.

2. Выбирайте время для прослушивания музыкальных композиций правильно. К примеру, утром и вечером, перед сном, очень полезно включать ребенку классическую музыку.

3.  Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

4. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

5. Отдавайте предпочтение классической музыке. Кроме того, что она успокаивает ребенка, она также способствует его интеллектуальному развитию. Музыка должна быть спокойной, чтобы не сделать малыша раздражительным и беспокойным.

Список произведений классической музыки для регуляции психо-эмоционального состояния детей:

•  Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн - чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

•  Бетховен, Шуберт, Брамс - чтобы успокоиться;

•  Бах от напряжения в отношениях;

  Моцарт, Лист, Хачатурян - для поднятия жизненного тонуса, активности;

  Чайковский, Бетховен - поднимает настроение;

  Бах, Гайдн - уменьшают злобность;

  Чайковский, Дебюсси, Мендельсон - концентрация внимания.

Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение... Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.   

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.  

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ  

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.  

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ  

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.  

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных  СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать):  

В, Н, М – улучшает работу головного мозга; 

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;   

М – лечит сердечные заболевания.

Слушайте хорошую и полезную музыку!

Будьте здоровы!


«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

1. С какого возраста можно начинать музыкальное воспитание ребёнка?

Музыка – один из видов искусства, доступный восприятию ребёнка с раннего возраста. Именно в этом возрасте закладываются те первоначальные основы музыкально-эстетического воспитания, которые в дальнейшем позволят развить музыкальные способности детей и приобщить их к музыке.

С самого раннего детства ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость на звуки музыки. Он улыбается и выражает явное удовольствие, когда мать напевает несложные мелодии «Колыбельная», «Ладушки», «Сорока». Большое значение в музыкальном воспитании имеют колыбельные песни, когда мама поёт их ласково, нежно, убаюкивая малыша. Пожалуй, это первые мелодии, которые слышит ребёнок. Хорошо, если представление о колыбельной песне дадут малышам родители.

2. Какую роль в музыкальном воспитании играет семья?

В последние годы особенно актуальным становится вопрос о роли и месте родителей в жизнедеятельности детского сада.

Ориентация на индивидуальность ребёнка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьёй, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе.

Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей, развития музыкального слуха и голоса. Моя задача – заинтересовать родителей процессом развития у детей музыкальных задатков, творческих способностей, оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания детей в семье. Для её выполнения провожу с родителями определённую работу, это: выступления на групповых родительских собраниях с различными беседами консультациями, концертами, даю практические советы по проведению семейных музыкальных праздников, Дней рождения, вовлекаю родителей в совместную с детьми музыкально-исполнительскую деятельность на музыкальных занятиях, утренниках и развлечениях.

3. Прослеживаете ли вы успехи своих воспитанников в дальнейшем?

По окончании дошкольного учреждения, многие из моих воспитанников продолжают свою творческую деятельность в РЦДЮТ, музыкальной школе, на сцене городского Дома культуры. Я горжусь своими воспитанниками такими как Аня Плеханова, Миша Недвежаев, Аня Филипчик, Артём Хитрый, Лада Хитрая, Катя Тихая, Рада Бондарь и многие другие.

4. Какую роль для обсуждения вы предложите сегодня родителям?

Уважаемые папы, мамы, если вы заинтересованы активно поддерживать интерес своего ребёнка к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности, я предлагаю вашему вниманию консультацию по домашнему музицированию с детьми 3-5 лет.

Малыш-дошкольник живёт играя, в игре он познаёт мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить о свойствах предметов и явление окружающей действительности. Багаж этих представлений велик. Ваш малыш научился различать предметы по форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие, может распознать мужской, женский и детский голоса.

Вступив в возрасте трёх лет в эпоху игры, малыш с её помощью продолжает овладевать миром. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим  играм детей, то легко обнаружите, что в них, в частности, ясно выражен интерес к звукам.

Ребёнок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной гитаре, балалайке, струны которых даже не звучат, или поиграть на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом он пытается понять язык звуков. Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребёнку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски и свойство звука.

Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты – барабаны, погремушки, колокольчики, молоточки, металлофоны, духовые – дудки, свистульки, флейты и т.д.

Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят коробочки мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам определит, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По ответу ребёнка можно судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие. А теперь попробуйте поиграть с ребёнком в игру «Лесное эхо». В этой игре ваш малыш научится производить звук вполне определённый по силе. Сначала вы вспомните, что такое эхо, и то, как тихо оно отвечает на громкие звуки. Расскажите ребёнку, что в музыке есть громкие и тихие звуки, что композитор, кода сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как надо играть: тихо или громко. Возьмите музыкальные игрушки и начинайте игру. Кто будет играть первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. Можно предложить ребёнку воспроизводить звуки своими ладошками или голосом (звукоподражание). Вы сможете определить насколько внимателен ваш малыш, оцените его память и координацию движений и голоса. Такие игры со звучащими жестами развивают ловкость и точность движений и помогут в обучении игре на музыкальном инструменте.

Очень нравится детям игра «Зеркало». Условия игры следующие: первый играющий хлопает так как захочется, второй играющий (ребёнок) должен повторить действие первого. Сядьте напротив вашего малыша и начните игру. Желательно хлопать медленно, не сложный ритмический рисунок, чтоб ребёнок смог его повторить. Когда ребёнок точно повторит ваш ритм, поставьте ему задачу посложнее. Затем поменяйтесь ролями, пусть ваш ребёнок даст задание вам и оценит правильность вашего исполнения.

Уважаемые родители, ваш интерес к музыке, пению, обязательно передастся и малышу. Совместное домашнее музицирование доставит радость, а музыкальные успехи и творческие достижения малыша будут для вас заслуженной наградой.

Работа музыкального руководителя в нашем детском саду является как бы это визитной карточкой нашего дошкольного учреждения. Мои воспитанники часто выступают на городских мероприятиях, участвуют в конкурсах детского музыкального творчества «Голос детства», где занимают призовые места. А праздники, которые мы проводим в музыкальном зале или на открытой площадке детского сада, собирают зрителей и родителей со всего микрорайона.

Музыкальный руководитель

Клевченя Наталья Михайловна

 

 

 

Тел.: +375164662745, e-mail: ddu4@gancevichi.edu.by ©Детский сад № 4 г. Ганцевичи