Государственное учреждение образования
"Детский сад № 4 г. Ганцевичи"

 

Skip Navigation Links

 

 

Статистика посещений target="_blank" rel="nofollow"> Яндекс.Метрика

 

«Движение и речь – взаимосвязаны»

Движение является одной из врожденных потребностей человека. Ее удовлетворение очень важно в дошкольном возрасте. Такой возраст создает наиболее благоприятные условия для разностороннего развития ребенка. В этот период формируются все основные стороны психики – мышление, память, внимание, двигательные умения. Так же активно развивается и речь.

«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».

Жан-Жак Руссо.

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие, в том числе и речевое, идет параллельно с физическим и сенсорным.

Ребенок дошкольного возраста познает мир, осваивает речь, учится понимать пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов важна и неоценима.

Несформированность общей (крупной) моторики (движения руками, ногами, туловищем) может проявляться в виде слабой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений по показу и ли речевой инструкции. Иногда достаточно понаблюдать, как ребенок умеет одеваться или раздеваться, застегивать или расстегивать пуговицы, завязывать или развязывать шнурки, что позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев рук, т. е. несформированность мелкой моторики. Недостатки в развитии лицевой и артикуляционной моторики могут проявляться в невыразительной мимике, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых звуков, в нечеткости, невнятности, смазанности речи.

Т.к. речь человека осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте, важной частью речи является дыхание. Во время дыхательной гимнастики происходит координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговых мышц рта. Например, будут полезны следующие упражнения (выполняемые не более 3-5 минут за раз):

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух – чух – чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения;

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси: руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «га-а-а-а».

Для развития общей моторики можно выложить дорожку из газет (ровную, извилистую, замысловатой формы) и предложить ребенку по ней «прогуляться». Показать, как можно пройти по дорожке, балансируя обеими руками для сохранения равновесия.

Хорошо предложить детям игры с мячом для формирования правильного звукопроизношения и восприятия речи:

«Повторяем дружно звук» - услышишь, например, звук «А», стукни мячом об пол;

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает до макушки» - услышишь звук «А», подбрось мяч вверх.

Двигательная активность, физические нагрузки с ранних лет оказывают положительное влияние на речевое развитие и психические процессы. Вовлекая малышей в активные игры родители и педагоги помогают им системно и своевременно овладевать родным языком и речью.

Учитель-дефектолог

Рабцевич Юлия Александровна

 

 

 

Тел.: +375164662745, e-mail: ddu4@gancevichi.edu.by ©Детский сад № 4 г. Ганцевичи