РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи"

 

Skip Navigation Links

 

Меню раздела

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

Выкл. снег

 

Конспект занятия

по образовательной области

«Развитие речи и культура речевого общения»

для детей старшей группы (5-6 лет)

на тему «Зима. Птицы»

Кононович Людмила Михайловна,

воспитатель дошкольного образования

второй квалификационной категории

Программные задачи:

  • закрепить представления детей о том, чем питаются птицы зимой;
  • формировать умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образовывать сложные прилагательные;
  • согласовывать числительные с существительными;
  • формировать умения детей составлять предложения с опорой на картинки;
  • уточнять и расширять грамматический словарь по теме;
  • развивать общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Материалы и оборудование:

  • игрушка машина,
  • «педагогическая песочница»,
  • карточки с загадками,
  • аудиозаписи весёлой музыки и звуков птиц,
  • снежинки,
  • зимние деревья (2 шт.),
  • картинки с изображением пищи птиц зимой,
  • картинки с изображением зимующих птиц,
  • магнитная доска,
  • игровое пособие «Кубик-рубик».

Ход занятия

Воспитатель (В.):

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!»

Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей. Улыбнитесь и скажите «Доброе утро всем!»

В. Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы — отвечать. Но отвечать будет именно тот, кому я дам в руки снежинку.

- Какое сейчас время года? (Зима.)

- Назовите признаки зимы? (Лежит снег, холодно, мороз, лед, метель, люди одеты в теплую одежду и др.)

- Зимой день какой? (Короткий.)

- А ночь? (Длинная.)

- Что можно сказать о снеге, какой он? (Белый, холодный, блестящий, легкий, пушистый, мокрый и др.)

В. Я вам предлагаю отправиться в путешествие, в зимний лес. Как вы думаете, на чём можно поехать в лес? (Ответы детей.) А я вам предлагаю путешествие на волшебной машине модели «джип». Выстраивайтесь цепочкой друг за другом, пристегните ремни безопасности и отправляемся! (Звучит аудиозапись весёлой музыки.)

В. Мы приехали на лесную полянку, давайте присядем на стульчики-пенечки, закроем глаза и вдохнём запах морозного воздуха. (Проводится дыхательная гимнастика.)

Звучит аудиозапись пения птиц.

В. Ребята, послушайте, кто это поёт? (Ответы детей.) Правильно, это поют птицы. Сегодня мы будем говорить о птицах. Я хочу вам загадать загадки, и тогда вы поймете, о каких птицах мы будем с вами говорить. Тот, кто отгадает загадку подойдет к «песочнице», кисточкой расчистит «снег» и найдет, угаданную птицу.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь.)

Не поет она — стрекочет,

Обратить вниманье хочет.

Меньше, чем вороны рост,

Очень длинный черный хвост,

В чёрном все, но белобока,

Это модница — (Сорока.)

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

«Кар-кар-кар!» поет… (Ворона.)

Воспитатель выставляет на мольберт картинки с изображением синицы, снегиря, сороки, вороны.

В. Ребята, какие звуки издает ворона? Сорока? Синица? Снегирь? (Ответы детей.) Воспитатель просит нескольких детей повторить эти звуки. (Ворона — каркает, сорока — стрекочет, синица и снегирь — свистят.)

В. Ребята, посмотрите, какая синичка, опишите её? (Маленькая, тонкие лапки, короткий клюв, желтого цвета грудка.) А какой снегирь? (Ответы детей.) Правильно, тоже маленький и красивый, грудка красного цвета. А посмотрите, какая сорока? Какая ворона? (Ответы детей.) Правильно, сорока меньше чем ворона, она чёрная с белыми боками и длинным «как ручка сковородки» хвостом. Сорока шумная, она любит разные блестящие мелочи, которые тянет к себе в гнездо, поэтому ее прозвали «сорока-воровка». Ворона большая, черного цвета, с широким тупым клювом. Она умная и находчивая.

Игра «Составь новое слово»

Цель: учить детей образовывать сложные прилагательные.

Ход игры

Педагог предлагает детям закончить предложения:

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют – желтогрудой.

У снегиря красная грудка, поэтому ее называют – красногрудый.

У сороки белые бока, поэтому ее называют – белобокой.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют – чернокрылой.

В. Скажите, а эти птицы улетают в тёплые края или остаются зимовать? (Ответы детей.) Как назвать их одним словом? (Ответы детей.)

Воспитатель просит повторить 2-3 ребенка слово «зимующие».

В. Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Ответы детей.) Правильно, молодцы, потому что они могут найти себе корм. Чем питаются птицы? (Ответы детей.) Так! Они питаются плодами деревьев, семенами шишек, ягодами, крошками. Когда наступает мороз, птицам не удаётся достать пищу из-под снега. Скажите, а люди заботятся о птицах? (Ответы детей.) Чем люди могут помочь птицам? (Ответы детей.) Верно! Люди делают для птиц кормушки и подкармливают их.

В. А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, дятел, воробей, клёст, тетерев и др.)

Педагог выставляет картинки с изображением, названных птиц.

Физкультминутка «Птицы»

Птицы в воздухе кружились,     (Ходят, расставив руки в стороны.)

На дорогу опустились,               (Присели на корточки.)

По дорожке поскакали,              (Поскакали.)

Крошки, зернышки клевали.    (Присели, пальчиками рук постучали.)

Игра «Накорми птиц»

Цель: закрепить представления детей о том, чем питаются птицы зимой, формировать умение составлять предложения с опорой на картинки.

Ход игры

Педагог выставляет атрибут — дерево с кормушкой, на которой находятся картинки с изображением пищи для птиц (ягоды рябины, семечки, хлебные крошки, зерна) и магнитную доску на которой расположены картинки с изображением птиц (снегирь, синица, голубь, воробей). Педагог просит четырёх детей взять по одной картинке с изображением птиц и соотнести их на кормушке с кормом. Далее просит ещё четырёх детей составить предложение о том, чем они кормят птиц. (Снегири-ягоды рябины, синицы-семечки, голубь-хлебные крошки, воробей-зёрна.) (Предложения: я дам снегирям ягоды рябины. Я угощу синиц семечками. Я накормлю голубя хлебными крошками. Я дам воробью зерен.)

В. Молодцы, вы справились с заданием!

В. Ребята, что же есть общего у всех птиц? (Ответы детей.) Правильно, это туловище, крылья, перья, клюв, лапки, хвост. Молодцы! Чем они отличаются? (Ответы детей.) Правильно, размером, окраской, опереньем, повадками. Умнички!

В. Ребята, вы хотите ещё поиграть. Я вам предлагаю ещё интересные игры

Игра «Назови ласково»

Цель: формировать умения детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры

Педагог предлагает детям назвать предметы в уменьшительно-ласкательной форме. Для этого дети становятся вокруг стола и поочередно подбрасывают «кубик-рубик» называют ласковым словом ту часть тела птицы, которая выпала на «Кубике-рубике». При затруднении воспитатель помогает детям. (Картинки-грани кубика: птица, крыло, лапа, клюв, голова, перо.)

Дидактическая игра «Пересчитай»

Цель: совершенствование умения детей согласовывать числительные с существительными.

Ход игры

Педагог выставляет атрибут «зимнее дерево», на веточках которого сидят зимующие птицы (по 5 шт. картинок.) Ребёнок подходит к дереву выбирает стаю птиц, которые ему больше всех понравились и пересчитывает их (четко проговаривая слова). (Например, один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв.) Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.

Малоподвижная игра «К кормушке прилетели птицы»

Цель: развивать слуховое внимание и восприятие.

Ход игры

В. Становимся в круг, друг за другом. Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибаюсь, и вы услышите что-то другое, то начинаем идти по кругу, притопывая ногами. Например, Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. (Дети топают по кругу.)

В. Что неправильно?

Дети (Д.) Мухи.

В. А мухи — это кто?

Д. Насекомые.

В. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. (Дети топают по кругу.)

В. Что неправильно?

Д. Макароны.

В. Макароны — что это?

Д. Продукты питания.

В. Прилетели птицы: голуби, синицы, лисицы, сороки, воробьи. (Дети топают по кругу.)

В. Что неправильно?

Д. Лисицы.

В. Лисицы — кто это?

Д. Дикое животное.

В. Хорошо ребята! Наше путешествие заканчивается. Я предлагаю вам вернуться назад в детский сад на нашей машине. Пристёгивайте ремни безопасности, и отправляемся. (Звучит аудиозапись весёлой музыки.)

В. Вам понравилось наше занятие? О ком мы сегодня разговаривали? (О птицах.) О каких птицах? Как их можно назвать, одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)

Рефлексия «Снежинка»

Цель: оценитьсвоё эмоциональное состояние, удовлетворённость работой на занятии.  

Педагог предлагает детям взять по одной снежинке, подумать о том, понравилось ли им занятие, своё участие на занятии. Если занятие понравилось — положить снежинку на белый снег, если не понравилось — на голубой лёд. (Дети осуществляют свой выбор.)

В. Мне тоже у вас очень понравилось, вы большие молодцы, очень много знаете о птицах! Я думаю, что все вы будете хорошими учениками в школе. Мне очень хочется наградить вас медалями за работу на занятии.

 

 

       

   

 

Тел.: +375164662745, e-mail: ddu4@gancevichi.edu.by ©Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи