РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи"

 

Skip Navigation Links

 

Меню раздела

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Конспект открытого просмотра на тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей средней группы в режимных моментах»

Разработала и провела: Коваль Татьяна Владимировна,

воспитатель дошкольного образования

первой квалификационной категории

Утренний приём детей

Цель режимного момента:

  • создание хорошего настроения каждому воспитаннику (ласково, приветливо встретить детей);
  • создать условия для разнообразной и интересной детской деятельности.

Программные задачи по формированию ЭМП:

  • закрепить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат).

Методические приёмы:

  • воспитатель встречает в раздевалке воспитанников и их родителей, предлагает ребёнку определить какое настроение у него сегодня с утра, затем выбрать соответствующую настроению геометрическую фигуру: если хорошее настроение – выбрать круг, если плохое – квадрат.

Утренний ритуал приветствия

Цель режимного момента:

  • выражение радости от встречи с детьми, создание дружелюбной атмосферы в группе;
  • обсуждение планов на предстоящий день.

Программные задачи по формированию ЭМП:

  • формировать представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, трапеция);
  • формировать представления о цифрах;
  • развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от себя;
  • развивать умение сосчитывать группу предметов количественным счётом.

Дети стоят в кругу, произносят вместе с воспитателем слова:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Игра «Будь внимательным»

Дети стоят в кругу, выполняют задания воспитателя.

Задания:

  • У кого хорошее настроение – попрыгайте на правой ноге.
  • У кого плохое настроение – попрыгайте на левой ноге.
  • Кто любит играть – помашите правой рукой.
  • Кто любит смеяться и улыбаться — помашите левой рукой.
  • Если вы считаете, что это трапеция (указывает на трапецию) – похлопайте в ладоши.
  • Кто считает, что эта цифра 5 (указывает на цифру 7) – улыбнитесь. (Дети не улыбаются).
  • Кто считает, что эта круг? (указывает на прямоугольник) –потопайте двумя ногами. (Дети не топают).
  • Какая это цифра? (указывает на цифру 8) –правильно,улыбнитесь мне все.
  • Назовите соседей цифры 6? (4 и 5); соседей цифры 3? (2 и 4)
  • Сколько у нас девочек? (Много). Артем, сосчитай всех девочек. Сколько девочек? (Ответы детей).
  • Сколько у нас мальчиков? (Много). Варвара, сосчитай всех мальчиков. Сколько мальчиков? (Ответы детей).
  • А кого больше девочек или мальчиков? (Ответы детей).
  • Давайте ещё раз скажем дружно «Доброе утро!» и улыбнёмся.

Работа с календарем природы

Цель:

  • создание условий для развития познавательной активности, любознательности воспитанников;
  • систематическое наблюдение сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомство со временем.

Программные задачи по формированию ЭМП:

  • формировать умения называть последовательность времён года и частей суток;
  • закрепить умения детей узнавать изображение поры года на картине, опираясь на представления о ее существенных признаках;
  • определять пору года по модели.

Вопросы воспитателя к детям:

  • Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Весна)
  • А как вы догадались что это весна? По каким признакам? (Дети называют признаки и один ребенок показывает стрелкой пору года весну на модели).
  • Сколько всех времен года? Давайте вспомним их всех по порядку. (Зима, весна, лето, осень)
  • Сколько месяцев длится весна? (Три месяца) Давайте их назовем. (Март, апрель, май).
  • Какой сегодня день недели? (Пятница). Какой он по счёту? (Пятый).
  • Какой день недели был вчера? (Четверг). А какой день недели наступит завтра? (Суббота).
  • А сколько всех дней недели? (Семь). Давайте их назовем. (Ответы детей).
  • Каким цветом на календаре природы мы ее обозначаем пятницу? (Жёлтым цветом).
  • Кто знает какое сегодня число месяца? (12).
  • Давайте с вами вместе повторим то, о чём говорили: пора года сейчас – весна, день недели — пятница, вчера был – четверг, завтра наступит – суббота, пятницу обозначаем на календаре желтым цветом, месяц – апрель, сегодня 12 апреля. Погода солнечная, безветренная, дождя нет.

Фрагмент занятия по образовательной области

«Элементарные математически представления» на тему:

«Знакомство с количественным составом числа в пределах восьми»

Цель режимного момента:

  • развитие способностей детей, создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности.

Программные задачи:

  • формировать представления о количествах в восемь элементов, числе «восемь»;
  • о способах сравнения количеств (наложение, счет);
  • об отношениях между смежными числами «семь» и «восемь»;
  • о независимости числа от качественных и пространственных признаков (величины и цвета объектов, расположения в пространстве);
  • закрепить умение считать количественным счетом в пределах восьми (на основе наглядности), определить итог счета;
  • соотносить каждое числительное только с одним предметом;
  • сравнить количества практическим путем (наложение) и посредством чисел, обозначить их отношение словами «больше», «меньше», «поровну»;
  • различать цифры (7 и 8);
  • закрепить представления о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • умения различать форму и обозначать с помощью счетных палочек;
  • развивать память, мышление, внимание и речь;
  • воспитывать культуру познания и чувство уверенности в себе.

Оборудование:

  • конверт с письмом, волшебная палочка;
  • для дидактической игры «Цифры перепутались»: карточки с цифрами от 1 до 8;
  • для дидактического игрового упражнения «Звёзды и облака»: восемь бумажных облаков и звездочек, мольберт;
  • для дидактического игрового упражнения «Палочки-помогалочки»: каждому ребёнку набор из шести счетных палочек.

Фрагменты занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите, нам пришло письмо? От кого же, давайте посмотрим! (Воспитатель открывает письмо).

Воспитатель. Это письмо с посылкой прислал нам Мудрый Звездочёт с Планеты Чудес, он предлагает нам превратиться в помощников Звездочёта и побывать в Звёздной стране, выполнить несколько звёздных заданий. А чтобы попасть нам туда, Звездочёт прислал нам в помощь волшебные слова. Ну что, ребята, отправляемся в путешествие? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в помощников Звездочёта, и мы отправимся в волшебную Звездную страну. Давайте произнесём волшебные слова: «Крибле-крабле- бумс…».

Воспитатель. Вот мы и оказались в волшебной Звездной стране, где вы – юные звездочёты, помните об этом. Чтобы выполнить первое задание вам необходимо поделиться на две команды – мальчиков и девочек. Подойдите к звездным столам.

Дидактическая игра

«Цифры перепутались»

Воспитатель. В Звёздной стране наверное прошел звёздный ураган. Все цифры перепутались. Нам нужно расставить их по порядку. Посмотрим, кто же быстрее справится мальчики или девочки?

Дети по команде начинают располагать цифры на столе по порядку от 1 до 8. Игра проводится два раза. В конце две группы детей аплодируют друг другу.

Дидактическое игровое упражнение

«Звездочки и облака»

На мольберте расположены бумажные звезды и облака.

Воспитатель. Ребята, смотрите, сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты! Давайте сосчитаем, сколько здесь облаков? (7 облаков). А сколько звёзд? (Восемь) Чего больше? (Звёзд). На сколько больше? (На одну).

Воспитатель. Положим каждую звезду спать на облако. Всем звёздам хватит облаков? (Нет). Почему? (Потому что звездочек больше). Что нужно сделать чтобы всем звездам хватило облаков? (Добавить еще одно облачко).

Воспитатель Давайте сосчитаем еще раз, всем ли звездам хватило облаков? Теперь звезды отдыхают каждая на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.

Дидактическое игровое упражнение

«Палочки-помогалочки»

Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежат – палочки-помогалочки. Сосчитайте, сколько их? (Шесть). Я предлагаю вам превратит наши волшебные палочки в прямоугольник; прямоугольник – в квадрат; квадрат – в треугольник.

После каждого задания дети проверяют правильность выполнения друг у друга по соседству, а в конце игры аплодируют.

Прогулка

Цель режимного момента:

  • удовлетворение потребности детей в движении, физических нагрузках, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в самостоятельной игре как с природным материалом, так и с игрушками.

Программные задачи по формированию ЭМП:

  • формировать умение считать количественным счётом; формировать умение выполнять заданное количество движений по сигналу свистка;
  • закрепить представления о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник);
  • формировать умение различать форму и изображать её с помощью цветных мелков.

Подвижно-дидактическая игра

«Сосчитай ступеньки»

Воспитатель предлагает сначала девочкам, а затем мальчикам посчитать количество ступенек на лестничном марше по пути на выход из группы на улицу.

Подвижная игра

«Столько же»

Дети стоят по кругу. Воспитатель даёт задание: сделать столько движений, сколько раз он свиснет в свисток. Воспитатель хвалит детей и отмечает самых внимательных.

Дидактическая игра

«Фигурное рисование»

Воспитатель предлагает детям нарисовать на асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы, во что можно его превратить (например, дом, косынка, елка, гриб, дорожный знак и т.д.). Далее по аналогии действуем с другими фигурами.

Свободная игровая деятельность во второй половине дня.

Цель режимного момента:

  • поддержание эмоционального тонуса воспитанников (дети ждут прихода родителей);
  • удовлетворение потребности в игровой деятельности.

Программные задачи по формированию ЭМП:

  • формировать представления о геометрических фигурах;
  • о пространственных ориентирах на листе бумаги (правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, середина – центр листа).

Методические приемы: воспитатель читает загадки. После отгадывания каждой загадки воспитатель дает детям четкую инструкцию куда расположить геометрическую фигуру на плоскости («правый верхний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «левый нижний угол», «центр»).

Загадки о геометрических фигурах

Прикатилось колесо, ведь похожее оно,

Как наглядная натура лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг)

На фигуру посмотри и в альбоме начерти

Три угла. Три стороны меж собой соедини.

Получился не угольник, а красивый… (треугольник)

Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда,

Все углы во мне равны и четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат, потому что я…. (квадрат)

Растянули мы квадрат и представили на взгляд,

На кого он стал похожим или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник – стал квадрат… (прямоугольник).

Он похожий на яйцо или на твое лицо.

Вот такая есть окружность —

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг… (овал)

Уход детей домой

Цель режимного момента:

  • тёплое расставание с каждым ребёнком (создать «доминанту радости»);
  • вызвать желание идти в детский сад завтра;
  • обмен информацией с родителями воспитанников.

Программные задачи по формированию ЭМП:

  • формировать представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат).

Методические приёмы:

  • воспитатель встречает в раздевалке родителей воспитанников, предлагает каждому ребёнку определить какое настроение у него сейчас и выбрать соответствующую настроению геометрическую фигуру;
  • сравнить с тем настроением, которое было с утра.

 

 

 

Тел.: +375164662745, e-mail: ddu4@gancevichi.edu.by ©Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи