РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи"

 

Skip Navigation Links

 

Меню раздела

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

«Домашние птицы»

конспект занятия по образовательной области «Развитие речи» для детей специальной старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи (5-6 лет)

Разработала: Василевич Светлана Михайловна,

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Программные задачи:

  • систематизировать представления детей о домашних птицах: местах их обитания, питании, пользе для человека; уточнять и активизировать словарь по теме; закреплять обобщающее понятие «Домашние птицы»;
  • совершенствовать  умения детей согласовывать существительные с числительными и прилагательными;
  • совершенствовать умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом «ище»;
  • закреплять умения правильно употреблять в речи простые предлоги;
  • развивать подвижность щек, губ, языка, длительную плавную воздушную струю;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику, двигательную пластику;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность на занятии;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к домашним птицам.

Оборудование: восковое изображение курицы, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики,предметные картинки с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки с изображением семьи каждой домашней птицы; разрезные картинки с изображением домашней птицы; дидактическое панно «Птичий двор», коробка с прорезью и птичьи перья для задувания, конверт с заданиями, цифры.

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель-дефектолог (У-д): Здравствуйте, дорогие гости!

Дети здороваются с гостями и читают стихотворение:

Придумано кем-то

Просто и мудро,

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

У-д: Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

У-д: Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придет, а кто это, вы узнаете, если выполните задание.

У-д: Подойдите, пожалуйста, к столу, здесь лежит «волшебный лист». Если вы аккуратно раскрасите его, то увидите портрет гостя, который к нам уже спешит.

Дети выполняют задание (перед занятием учитель-дефектолог на листе бумаги форматом А-3 изобразила воском курицу).

У-д: Что у вас получилось, ребята? (Курица!)

У-д: Правильно, это курица.

Стук в дверь. Входит курица (переодетый воспитатель).

II. Основная часть занятия

У-д: Вот и гость к нам пришел. А что случилось? Почему вы такая грустная и даже не здороваетесь?

Курица: Ой, здравствуйте. У меня большая проблема и горе: злая лиса унесла моего цыпленка и сказала, что отдаст его только тогда, когда я выполню все её задания. Но одной мне не справиться, я никогда не ходила в детский сад и у меня ничего не получится. Я очень переживаю за своего цыплёночка! (Передаёт конверт с заданиями и плачет).

У-д: Ребята, поможем беде? (Да, конечно, поможем). Не волнуйтесь, мама-курица, мы с ребятами поможем вашему горю. Присядьте, пожалуйста, на стульчик.

У-д: Нам придётся сегодня много говорить, поэтому предлагаю вам потренировать свои язычки. Для этого присядьте на стульчики и возьмите свои зеркала.

Артикуляционная гимнастика

У-д: Поиграем в игру «Чьи зубы чище?» Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась. А теперь сделаем «Ковшик».

Дети выполняют игровые упражнения вместе с учителем-дефектологом, каждый перед своим зеркалом).

У-д: Первое задание от лисы: мы должны рассказать о домашних птицах.

У-д: Отвечайте полным предложением и старайтесь правильно проговаривать известные звуки. Вспомните, кто живет на птичьем дворе? (На птичьем дворе живут домашние птицы).

У-д: А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

У-д: А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком, рядом с его домом).

У-д: Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище).

У-д: А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

У-д: Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

У-д: Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть туловище, голова, лапы, крылья, хвост, их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

У-д: Каких же домашних птиц вы знаете?

У-д: А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

Учитель-дефектолог показывает картинки, а дети называют:

петух – курица – цыпленок

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок.

У-д: Ну вот, ребята, с первым заданием вы справились, молодцы.

Пластический этюд

У-д: Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте изобразим домашних птиц, а мама-курица попробует догадаться, кого мы показываем.

Дети имитируют индюка, гуся, петуха. Затем присаживаются на стулья.

У-д: А теперь второе задание от лисы: надо правильно сосчитать и назвать домашних птиц. 

Учитель-дефектолог ставит карточки с цифрами от 1 до 5. Дети выбирают птиц по своему желанию. (Один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов и т.д.)

Физкультминутка «Курочка-хохлатка»

Проводит курица

Вышла курочка-хохлатка,

(дети по кругу идут за мамой-курицей)

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко!

Не ходите далеко!

На скамейке у дорожки

(дети садятся на корточки, руки прикладывают к щеке, глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

(затем глаза открывают, встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет».

У-д: Со вторым заданием вы справились, а сейчас третье задание: надо помочь найти нужные короткие слова, чтобы закончить стихи про домашних птиц. Поиграем в игру «Потерялись слова».

Учитель-дефектолог указкой на дидактическом панно «Птичий двор» подсказывает детям отгадки.

Куры желтой детворе

Ищут зерна … (НА земле)

Показал индюк индюшке

Много зернышек … (В кормушке)

– Завтра солнце выйдет снова! –

Прокричал петух … забора)

Утятам будет спать тепло,

Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)

Красивое перо индюшки

Достала птичница … (ИЗ-ПОД кормушки)

Когда гулять решил ты босиком,

Стоять не надо … (ПЕРЕД гусаком)

Цыпляток маленький отряд

Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)

Как только положат в кормушку зерна,

Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла).

Дыхательная гимнастика

У-д: Ребята, для чего людям нужны перья? (Хорошие хозяйки делают из них подушки). Давайте мы поможем хозяйке этого двора собрать пёрышки для подушек. Нужно задуть их в коробку. Выберите себе понравившееся одно перо.

Дети присаживаются на стульчики.

У-д: Ну а сейчас четвёртое задание. Ребята, представьте, как важничают и хвастаются один перед одним домашние птицы на своём дворе. Петух, наверное, говорит: «У меня не голос, а голосище» и т.д.

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,

Утка – у меня не лапа, а лапище,

Гусь – у меня не шея, а шеище,

Курица – у меня не крыло, а крылище,

Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

Курица: Ребята, какие же вы умные,сообразительные, находчивые. Вам по плечу любые трудности, молодцы.

Пальчиковая гимнастика «Утята»

У-д: А сейчас я вам предлагаю размять наши пальцы и поиграть в пальчиковую игру «Утята».

Дети поочередно загибают пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибают  и разгибают пальцы обеих рук.

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвертый – за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко-громко запищал:

– Пи-пи-пи!

– Не пищи, ты нас лучше поищи!

У-д: Молодцы, ребята, а впереди у нас последнее пятое задание. Надо собрать целую картинку из частей.

Учитель-дефектолог раздает части картинки с изображением цыплёнка, а дети собирают.

У-д: Скажите, кто у вас получился? (Цыплёнок).

III. Итог занятия

У-д: Ой, слышите, ребята, какой-то звук? (пи-пи-пи).

В группу забегает цыплёнок (переодетый ребёнок).

Курица: Это же мой цыплёночек, его отпустила лиса!

(Курица обнимает цыплёнка и радуется).

Курица: Спасибо вам, ребятки, без вас я бы не справилась. А за это я приготовила для вас угощения. Их вам раздаст Светлана Михайловна, а нам с моим непоседой пора возвращаться домой. Ребята, никогда не уходите со своего двора без родителей. Иначе — быть беде. До свиданья!

У-д: Ребята, мы сегодня сделали доброе дело, и для этого нам нужно было много всего знать. Какие задания вы выполняли? (ответы детей). Какое у вас сейчас настроение? У вас всё на занятии получалось? Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, справились со всеми заданиями, то прикрепите на доску жёлтого цыплёнка, если же нет, то коричневого цыплёнка.

У-д: Молодцы, ребята!Вы хорошо запомнили, что сказала на прощание вам мама-курица? (Не уходить со двора без родителей). Правильно, ребята. Попрощайтесь с гостями.

 

 

 

Тел.: +375164662745, e-mail: ddu4@gancevichi.edu.by ©Ясли-сад № 4 г. Ганцевичи